Фреон может находиться и в жидком, и в газообразном состоянии — это зависит от условий (температуры и давления).
Почему так происходит:
Фреоны — хладагенты, и их ключевая особенность как рабочих веществ в холодильных системах — способность легко менять агрегатное состояние. В цикле работы холодильника или кондиционера фреон последовательно:
Испаряется (переходит из жидкости в газ), поглощая тепло из охлаждаемого пространства.
Сжимается компрессором (остаётся газом, но под высоким давлением).
Конденсируется (переходит из газа в жидкость), отдавая тепло наружу.
Дросселируется (резко снижает давление, частично испаряясь), после чего цикл повторяется.
Холодильник работает на основе цикла сжатия и расширения хладагента (чаще всего фреона). Этот цикл предполагает изменение агрегатного состояния хладагента.
Внутри системы:
В конденсаторе (задняя стенка холодильника): Хладагент находится в газообразном состоянии и под давлением, отдает тепло окружающей среде и конденсируется, превращаясь в жидкость.
В капиллярной трубке (или дроссельном устройстве): Жидкий хладагент под высоким давлением проходит через тонкую трубку в испаритель, где давление резко падает.
В испарителе (внутри холодильной или морозильной камеры): Жидкий хладагент под низким давлением закипает (испаряется), поглощая тепло из окружающей среды и превращаясь в газ.
В компрессоре: Газообразный хладагент сжимается, повышая его температуру и давление, и цикл повторяется.
Кратко:
В конденсаторе: Газ -> Жидкость
В капиллярной трубке/дросселе: Жидкость (высокое давление) -> Жидкость (низкое давление)
В испарителе: Жидкость -> Газ
В компрессоре: Газ -> Газ (сжатый)
Примеры температур кипения разных фреонов (при нормальном атмосферном давлении):
R11 (трихлорфторметан): 23,8 ∘C;
R12 (дифтордихлорметан): −29,8 ∘C;
R22 (хлордифторметан): −40,8 ∘C;
R134a (тетрафторэтан): −26,3 ∘C.
Хладагент (фреон) - это вещество, которое может существовать в различных агрегатных состояниях в пределах холодильной системы, обеспечивая эффективный перенос тепла.